Previous Entry Share Next Entry
У банка Русский Стандарт наступили тяжелые времена?
fanatr
Вот уже пять лет я являюсь клиентом банка Русский Стандарт. Когда-то я считал его жуликоватым розничным банком для впаривания простоватым согражданам кредитов на мобильники под конский процент. Впрочем, случайно узнав про пакет услуг “Банк в кармане” решил попробовать.
Банк предлагал неименную карту без платы за обслуживание, зато с хорошими процентами на остаток. Карту оформил, пользовался ( в те времена мы делали ремонт и обороты по карточке получались неплохие), получал проценты. Потом оформил себе кредитную карту, потом предложили кредитную American Express без платы за обслуживание. Я был лояльным клиентом, по моей рекомендации клиентом банка стала моя тёща. Всем своим знакомым я рекомендовал банк Русский Стандарт как надежный и предсказуемый банк, которому можно доверять. Да и сам доверял.

Похоже, доверял напрасно.

Неделю назад банк преподнес мне “шикарный” сюрприз.

Периодически я использовал свою кредитную карту для пополнения карты Карбон. Есть такая дисконтная система от сети АЗС ТНК - на карту капают баллы за покупку бензина, плюс её можно использовать для расчетов как обычную банковскую карту. Это удобно и выгодно - во-первых - не надо светить свою основную карту, на которой есть некоторый кредитный лимит. А на Карбоне почти всегда пусто, воровать оттуда нечего. Во вторых, за расходы по Карбону начисляются бонусы, которые можно тратить на бензин.
Технически операция пополнения Карбона выглядит как обычная покупка в интернете. Ввод номера карточки-донора, срока её действия, имени-фамилии владельца. Точнее - карта уже привязана, все эти данные хранятся в системе Карбона. Далее - CVV2-код, далее СМС от банка с одноразовым паролем, вводим его - все, операция проведена, деньги с донора списались, на Карбон зачислились.
Такие операции всегда проходили без вопросов, как и полагается по тарифу для операций оплаты за них не брались дополнительные комиссии и действовал льготный период. Для меня как клиента они всегда выглядели обычными операциями оплаты.

Так и в этот раз, я решил воспользоваться для пополнения Карбона своей кредиткой. Сказано сделано. Взял и прошел все обычные платежные процедуры.

А вот тут я бы хотел сделать некоторое лирическое отступление. Представьте себе, что вы решили купить бутылку кефира в супермаркете. Этот кефир вы покупаете там уже года три, знаете порядок цен, знаете, что супермаркет работает честно, продукты свежие, продавцы адекватные. Берете привычную бутылку кефира, краем глаза удостоверившись что на ценнике цена “50 рублей”. Вы идете с этой бутылкой на кассу, где вам выбивают чек, в котором написано “бутылка кефира - 50 рублей”. Вы даете кассиру 1000 рублей, забираете из блюдечка сдачу не глядя и идете домой. Дома пересчитываете сдачу и удивляетесь. Вместо 950 рублей в кошельке 500. Искренне веря в то, что это просто ошибка кассира вы бежите обратно в магазин: дескать, вы ошиблись, верните мне недостающие деньги. А вам говорят: “Нет, все правильно. Вон там, пыльном углу у туалета висит неприметная серенькая книжечка - прейскурант. В нем написано что с прошлой недели кефир стоит 500 рублей. Так что с вашей тыщи вам полагается 500 рублей сдачи и все”.

Как вам такая история? Неприятная? Вот и у меня с банком как-то так же вышло.
В процессе оплаты банк показывает сообщение (это не то самое, но аналогичное):


Обратите внимание на надпись “На подтвержденный номер мобильного телефона было отправлено SMS-сообщение с персональным одноразовым кодом для оплаты покупки с помощью карты”.

И сумму показывает точно равную платежу.

Я ввожу пароль, подтверждаю платеж, денежки уходят.
На следующий день я заглядываю в свой интернет-банк и вижу там строчку:

18.12.2015 20:45:33 -14300,00 RUB RNKO-TNK-3D>NOVOSIBIRSK RU MC Money Transfer

Ровно в таком виде. Т.е. банк мне говорит: "вот, операции списания со счета. Вот, мы списали с тебя твои 14300 рублей и ни копейкой больше". Ну хорошо думаю я. И совершаю еще одну такую же операцию. Все повторяется в точности, сообщение от банка со словом “оплата” и суммой, строчка в интернет-банке.

Еще через день я заглядываю в интернет банк и понимаю, что что-то не так. Доступный остаток уменьшился на сумму большую, нежели отражено в операциях. Считаю - да, порядка 9% сверх суммы операций куда-то делись… Вступаю в переписку с банком.

Не буду пересказывать то, как я “бился лбом” в стену банковской службы поддержки, получая формальные шаблонные ответы. Суть, в общем, в следующем:

  1. Списанные "сверх" деньги - это комиссия (которые раньше не взимались) за операцию.

  2. Не смотря на то, что по всем признакам данные операции подпадают под определение п. 13 ТП (оплата Товаров с использованием Карты (ее реквизитов)), служба поддержки банка настаивает на том, что эта операция согласно п. 33 ТП (Плата за перевод денежных средств, осуществляемый с использованием Карты (её реквизитов) по номеру платёжной карты). Что странно, т.к. номер "целевой" карты я не указывал, следовательно это не может быть перевод "по номеру платежной карты".

  3. С 20 ноября банк изменил тарифные планы по своим банковским картам.

  4. Переводы на моем ТП теперь облагаются комиссией 4,9%+399 рублей. Это если за счет кредитных средств. За счет личных - 2%

  5. К вопросу информирования о смене тарифов банк подошел формально. Тупо вывесил новые тарифы на сайте и сослался на свое право так сделать по каким-то своим внутренним документам.

  6. Персонально (смс-кой, электронным письмом, сообщением в Интернет-банк, телефонным звонком) банк никого информировать не стал. Формальные условия соблюдены - остальное ваши проблемы.

  7. Отдельно обращать внимание тех клиентов, которые такие операции ранее уже совершали, на перемены - тем более.

  8. Комиссии в ИБ отразятся, видимо, только в следующей выписке (чуть менее чем через месяц). И если бы я не заподозрил неладное - я бы вообще узнал о комиссиях спустя месяц.

  9. Окошко с надписью “оплата” - ваще ничего не значит. Это, оказывается, просто левый “шаблонный” текст. Не читай что там написано, вводи скорее код и попадай на бабки.

  10. Как клиент должен догадаться, что операция оплаты с использованием карты - это не “операция оплаты”, а “перевод” - никто объяснить не смог.

  11. Даже назвать пункт тарифного плана, по которому протарифицировались мои платежи, мне долго не могли.

  12. Общение на портале banki.ru показало, что таких горемык вроде меня - вагон. Т.е. не я такой невнимательный дурачок, который вляпался потому что не любит читать банковские документы. Таких “терпил” - десятки только на портале. Сколько народу просто молча проглотили или еще даже не увидели комиссий - неизвестно.

  13. Банк категорически не желает признавать свою вину, предпочитая отмораживаться, тыкать клиентов носом в тарифы и отвечать шаблонными фразами.

Я, конечно, написал претензию в банк (тоже не без приключений), но в перспективы претензии особенно не верю. Ответят тем же шаблоном, что, мол, “сожалеем, бла-бла, но тариф предусматривает, бла-бла, жрите!”.

В общем, вот такое кидалово получается. Пользуешься, пользуешься услугами, а потом, злоупотребляя твоим доверием и обманывая, тебя просто “разводят на бабки”.

Похоже, у банка трудные времена и, чтобы хоть как-то поправить свое материальное положение, руководство банка решило немного пощипать клиентов руководствуясь принципом “Формально правильно, а по существу издевательство

Кстати, в новостях пишут, что Рустам Тарико (владелец банка) продал свою яхту, вероятно, чтобы как-то поправить дела банка. Похвально, но тревожный звоночек.


?

Log in